МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ

убрать
список список
Центральный федеральный округ
123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)531-62-76, e-mail: info@сfo.fsrar.ru
Южный федеральный округ
344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru
Уральский федеральный округ
620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru
Северо-Западный федеральный округ
191014 г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6 лит.А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru
Северо-Кавказский федеральный округ
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru
Сибирский федеральный округ
630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д.52, тел:. +7(383)231-14-11, e-mail: info@sfo.fsrar.ru
Приволжский федеральный округ
603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, д.6, корпус 6, офис №833, тел.: +7(831)437-17-98, e-mail: info@pfo.fsrar.ru
Дальневосточный федеральный округ
680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru
Центральный федеральный округ||<p>123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)531-62-76, e-mail: info@сfo.fsrar.ru</p> Северо-Западный федеральный округ||<p>191014 г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6 лит.А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru </p> Приволжский федеральный округ||<p>603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, д.6, корпус 6, офис №833, тел.: +7(831)437-17-98, e-mail: info@pfo.fsrar.ru </p> Южный федеральный округ||<p>344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru </p> Северо-Кавказский федеральный округ||<p>357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru </p> Южный федеральный округ||<p>344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru </p> Уральский федеральный округ||<p>620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru</p> Сибирский федеральный округ||<p>630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д.52, тел:. +7(383)231-14-11, e-mail: info@sfo.fsrar.ru </p> Дальневосточный федеральный округ||<p>680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru  </p>
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ Вход для органов государственной власти

Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (pdf, 8.315Mb)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (docx, 0.05Mb)


Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7, и приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25.11.2016 № 403 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".

Обзор правоприменительной практики подготовлен за январь – август 2017 года по результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

Общие положения

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

В рамках осуществления данных полномочий Росалкогольрегулирование в том числе осуществляет:

лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);

лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;

государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами;

рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В январе-августе 2017 года Росалкогольрегулированием проведено 4539 контрольных мероприятий в отношении 2 898 организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольных мероприятий, являются:

31,3% - искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;

14,3% - оборот продукции немаркированной федеральными специальными или акцизными марками, или маркированной поддельными федеральными специальными или акцизными марками;

10,1% – нарушения порядка учета алкогольной продукции;

9,0% - нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В ходе проведения контрольных мероприятий Росалкогольрегулированием:

проверено 1450,7 тыс. дкл этилового спирта и алкогольной продукции (водки – 600,6 тыс. дкл), а также 335,7 тыс. дкл спиртосодержащей продукции;

выявлено в нелегальном обороте 263,25 тыс. дкл этилового спирта и алкогольной продукции, что составляет 18,2 % от проверенного этилового спирта и алкогольной продукции (водки – 81,6 тыс. дкл, что составляет 13,6% от проверенной водки), в также 314,3 тыс. дкл спиртосодержащей продукции (что составляет 93,6% проверенной спиртосодержащей продукции.

Кроме того, Росалкогольрегулированием за январь – август 2017 года принято:

153 решения об отказе в выдаче лицензии;

130 решений об отказе в переоформлении лицензии;

45 решений об отказе в продлении срока действия лицензии;

69 решений о приостановлении действия лицензий на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

56 решений о направлении в суд заявлений об аннулировании лицензий на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

Раздел I

Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения проверок и административных расследований.

 

В январе – августе 2017 года Росалкогольрегулированием в ходе осуществления контрольно-надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.

I. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и организациями, осуществляющими оптовый оборот указанной продукции:

1. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (31,3% из числа выявленных нарушений).

Основными видами указанных нарушений являются:

1) указание в декларациях недостоверных сведений об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, предусмотрено, что декларации заполняются в соответствии с сопроводительными и первичными бухгалтерскими документами.

При этом, в ходе контрольных мероприятий выявляются случаи расхождения сведений, отраженных в декларациях, с данными, содержащимися в сопроводительных и первичных бухгалтерских документах.

Кроме того, участились случаи отражения сведений о поставке алкогольной продукции в адрес индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность.

2) непредставление деклараций.

Основными видами указанных нарушений являются:

а) непредставление деклараций при наличии остатков продукции.

При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода;

б) представление деклараций с нарушением формата, утвержденного Росалкогольрегулированием.

В соответствии с пунктом 21 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила), Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи.

Формат представления деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей";

в) истечение срока действия усиленной квалифицированной электронной подписи на момент представления деклараций.

В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи";

Повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по обращению лицензирующего органа), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей:

- при представлении деклараций соблюдать действующий формат, утвержденный Росалкогольрегулированием;

- перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;

- осуществлять контроль за корректным заполнением данных деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей;

- проводить своевременные сверки с контрагентами;

- усилить контроль за своевременной сдачей деклараций через "Личный кабинет" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- своевременно исполнять предписания, выданные Росалкогольрегулированием, при выявлении нарушений, связанных с искажением информации и (или) нарушением порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;

- своевременно исполнять предписания, выданные территориальными органами Службы в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 03.04.2014 № 84;

- не допускать нарушения сроков представления деклараций;

- проверять информацию о статусе индивидуальных предпринимателей в онлайн-сервисе сведений о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенных на сайте ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru/.

2. Производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ (10,1% из числа выявленных нарушений):

1) у производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – отсутствие фиксации, а также несвоевременная фиксация сведений в ЕГАИС.

Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля (пункт 5.3.1 Приложения № 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее – приказ № 149));

2) у организаций-производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год – отсутствие фиксации сведений о поставках произведенной продукций в ЕГАИС.

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона
№ 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

Согласно подпункту 8 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона
№ 171-ФЗ указанное требование не распространяется на учет объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.

При этом, требования по передаче в ЕГАИС информации об объеме оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, распространяется на организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;

3) у организаций, осуществляющих оптовый оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции - отсутствие фиксации, а также несвоевременная фиксация сведений в ЕГАИС, в том числе о закупках, поставках, списании и постановке на баланс алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Организациями, осуществляющими оптовый оборот алкогольной продукции, заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляются в день фактического получения продукции (пункт 5.2.1 Приложения № 5 к приказу № 149).

В ходе проведения контрольных мероприятий зачастую выявляются случаи несвоевременной фиксации сведений о закупке алкогольной продукции.

Отсутствие фиксации сведений в ЕГАИС влечет аннулирование лицензий в судебном порядке, а также административную ответственность, предусмотренную статьей 14.19 КоАП РФ.

Меры, которые следует предпринять как организациям, осуществляющим производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, так и организациям, осуществляющим оборот указанной продукции, в целях недопущения нарушений порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

- изучить действующее законодательство, в том числе изменения, внесенные в нормативные правовые акты в части порядка фиксации сведений в ЕГАИС;

- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в том числе:

осуществлять контроль за своевременной передачей информации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

обеспечить техническую возможность по передаче указанной информации в ЕГАИС.

- обеспечить подготовку кадрового состава организаций – повышение квалификации персонала по работе в ЕГАИС;

- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах: https://wiki.egais.ru, https://egais.ru.

II. Нарушения совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1. Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям ГОСТов и нормативной технической документации, нарушение требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и связанным с нарушением требований, предъявляемым к процессам производства, хранения либо выпуска в обращение такой продукции (0,6% из числа выявленных нарушений).

Причинами указанных нарушений являются:

- ускоренные технологии при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции, разработанные и утвержденные в организации и содержащие требования, противоречащие ГОСТам;

- использование сырья для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующего производимому виду продукции в соответствии с лицензией;

- отсутствие документа, подтверждающего техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или копии договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;

- несоблюдение обязательных требований при производстве, хранении алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушения технических регламентов при перевозке продукции.

Совершение указанных нарушений влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьями 14.17, 14.43 КоАП РФ.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, организациям необходимо:

- усилить контроль за качеством выпускаемой продукции;

- четко соблюдать требования нормативно-технической документации;

- внедрять новые методики контроля за качеством выпускаемой продукции;

- обновлять устаревшее лабораторное оборудование;

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Незаконное использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции (0,3% из числа выявленных нарушений), а именно:

- эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом - влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 14.17 КоАП РФ;

- использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ (непредставление в лицензирующий орган перечня видов данного оборудования, сертификатов соответствия или деклараций о его соответствии, а также документов, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ) - влечет приостановление действия лицензии по решению Росалкогольрегулирования, а также административную ответственность, предусмотренную статьей 14.17 КоАП РФ.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений организациям необходимо:

- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации основного технологического оборудования;

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

III. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими оборот алкогольной продукции:

1. Оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ либо с поддельными марками:

26,8% из числа нарушений, выявленных Росалкогольрегулированием у организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции;

3% из числа нарушений, выявленных Росалкогольрегулированием у организаций, имеющих лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона №171-ФЗ, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона, либо с маркировкой поддельными марками запрещен.

Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершение указанных нарушений влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по обращению лицензирующего органа), а также административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ.

Мерой, которую необходимо предпринять в целях избежания совершения данного правонарушения, является проведение каждым из участников алкогольного рынка (как оптового, так и розничного звена) на постоянной основе проверки подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru).

2. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также фальсификация их (в том числе путем дублирования) (7,6% из числа нарушений, выявленных Росалкогольрегулированием у организаций, имеющих лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции).

В ходе мероприятий по контролю устанавливаются факты приобретения организациями оптовой торговли алкогольной продукции одного и того же наименования с одной датой розлива. В пакетах товаросопроводительных документов присутствует один и тот же раздел А справки к ТТН.

При проведении сравнения объемов партии алкогольной продукции, приобретенной проверяемой организацией оптовой торговли, устанавливается факт превышения указанных объемов над объемами производства данной партии алкогольной продукции, зафиксированной организацией-производителем в ЕГАИС, и отраженной в разделе А справки к ТТН, выданной организацией-производителем первой организации-покупателю.

При этом статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Совершение указанных нарушений влечет приостановление действия лицензии по решению Росалкогольрегулирования, а также административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В целях избежания совершения данного нарушения, организациям следует использовать все доступные меры по проверке документов с использованием информационных ресурсов Росалкогольрегулирования, а именно:

- осуществлять проверку номеров фиксации поставок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к ТТН, в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- осуществлять сверку диапазонов номеров федеральных специальных марок, указанных в п. 12 раздела А справки, прилагаемой к ТТН с фактическими номерами марок, нанесенных на закупленную алкогольную продукцию;

- проверять наличие лицензий у всех контрагентов, указанных в разделе Б справок, прилагаемых к ТТН (в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/) для организаций-участников рынка функционирует специализированный раздел "Контроль лицензий". В данном разделе Личного кабинета представители организаций могут осуществлять оперативное наблюдение за состоянием лицензий своих контрагентов);

- осуществлять проверку дат розлива и дат поставок алкогольной продукции.

3. Нарушения требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н (6,7% из числа нарушений, выявленных Росалкогольрегулированием у организаций, имеющих лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции), в том числе:

- отсутствие поддонов в складском помещении при отсутствии стеллажей;

- нарушение температурного режима;

- расположение строительных конструкций не соответствует техническому паспорту.

Совершение указанных нарушений влечет выдачу предписания Росалкогольрегулирования об устранении выявленных нарушений, а также административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Мерой, которую необходимо предпринять в целях избежания совершения данных правонарушений, является контроль со стороны руководителей организаций за соблюдением требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н, в том числе определение должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных требований, включая:

ежедневный мониторинг температурно-влажностного режима в складских помещениях;

контроль за работой вентиляций, отопления, охлаждающего оборудования.

Раздел II

Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий (лицензиатами), представивших заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений, выявленных Росалкогольрегулированием при осуществлении лицензионного контроля.

 

Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335 (далее – Административный регламент) установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия с организациями, органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, в том числе формы заявлений, представляемые организациями при получении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата в порядке, установленном для выдачи лицензии. Таким образом, организация должна соответствовать лицензионным требованиям, установленным положениями, в том числе статьям 11, 19 Федерального закона № 171-ФЗ, в связи с чем, Росалкогольрегулированием направляются запросы по системе межведомственного электронного взаимодействия в Росреестр, МЧС России, ФНС России.

При подаче заявлений (выдача, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) в Росалкогольрегулирование наиболее часто встречаются следующие нарушения:

1) у организаций, осуществляющих производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

а) несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ (89 нарушений в январе – августе 2017 года), в том числе:

- выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям;

- отсутствие документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда);

- отсутствие документа, подтверждающего техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или копии договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;

- отсутствие сертификатов соответствия на основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- не представление документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на основное технологическое оборудование;

- нарушение приказа Росалкогольрегулирования от 26.09.2014 № 289 "О перечне информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения основного технологического оборудования";

- нарушения технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции:

Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2012 № 59н;

Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 24.03.2015 № 74;

Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 26.11.2012 № 351.

б) наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (10 нарушений в январе – августе 2017 года);

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям лицензий необходимо:

- изучить действующее законодательство, в том числе изменения, внесенные в нормативные правовые акты;

- своевременно уплачивать налоги, сборы, пени и штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также штрафы, назначенные за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками;

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- обеспечить подготовку кадрового состава организаций – повышение квалификации персонала по работе в ЕГАИС;

- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах: http://www.fsrar.ru/, https://wiki.egais.ru, https://egais.ru.

2) у организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции:

а) нарушения требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденными приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н (135 нарушений в январе – августе 2017 года), в том числе:

- отсутствие поддонов в складском помещении при отсутствии стеллажей (при выдаче лицензии складское помещение должно уже соответствовать требованию в части наличия поддонов и их расположения в складских помещениях);

- нарушение температурного режима (при выдаче лицензии проверяется соответствие температурного режима для хранения всех видов алкогольной продукции);

- расположение строительных конструкций не соответствует техническому паспорту (организации представляют технические паспорта, в которых не отражены все конструктивные элементы складских помещений).

б) предоставление организациями недостоверной или неполной информации в заявлениях на получение государственной услуги по лицензированию оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (44 нарушения в январе – августе 2017 года):

в заявлении (на выдачу, переоформление лицензии) не указан КПП обособленного подразделения (склада) или он указан неверно (в случае если место нахождения организации не совпадает с местом нахождения складских помещений организации необходимо встать на учет в налоговом органе, получить уведомление о постановке на учет российской организации по месту нахождения обособленного подразделения и указать соответствующий КПП в заявлении, при этом при включении в лицензию нового склада, указывается именно КПП нового склада, а не указанных ранее в лицензии);

в заявлении (на выдачу, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) указано два адреса электронной почты (Административным регламентом предусмотрено указание только одного адреса электронной почты, по которому Росалкогольрегулирование осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи);

в заявлении (на выдачу, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) неверно указан вид деятельности, вид продукции или вид продукции не соответствует виду деятельности (алкогольная и спиртосодержащая продукции в соответствии с Федеральным законом
№ 171-ФЗ являются разными видами продукции и соответственно лицензии выдаются отдельно на каждый вид продукции);

в заявлении (на переоформление лицензии) не указано место нахождения склада (не указано место нахождения склада, которое организация планирует указать в лицензии (включаемого, уточняемого)).

в) ЕГАИС располагается организациями в помещении, не указанном в лицензии (не указанном в заявлении о выдаче (переоформлении лицензии), или отсутствует в складском помещении (20 нарушений в январе – августе 2017 года).

Согласно пункту 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 650 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при наличии у организаций обособленных подразделений, программно-аппаратные средства организаций должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям лицензий необходимо:

- регулярно проводить аудит на соответствие организации производственных процессов требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- осуществлять:

ежедневный мониторинг температурно-влажностного режима в складских помещениях;

контроль за работой вентиляций, отопления, охлаждающего оборудования;

- при подготовке документов руководствоваться требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а также разъяснениями, размещенными на интернет-портале Росалкогольрегулирования.

 

Раздел III

Анализ информации, содержащейся в представленных организациями-нелицензиатами уведомлениях о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, в целях выявления несоответствия заявленной продукции виду, указанному в статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ.

 

Наиболее часто совершаемые организациями, осуществляющими производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, нарушения законодательства Российской Федерации, при направлении в Росалкогольрегулирование уведомлений о начале оборота указанной продукции, являются:

1) незаполнение обязательных полей, предусмотренных Положением о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 474 (далее - Постановление № 474), а именно неуказание:

- наименования вида алкогольной продукции, определенного в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ;

- сведений о наличии (отсутствии) товарного знака;

- сведений о национальных или международных стандартах, которым соответствует произведенная продукция;

2) указание в составе используемого для производства продукции сырья, несоответствующего положениям, установленным статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТу на заявляемый вид продукции.

Так, в ходе анализа уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи Росалкогольрегулированием устанавливаются намерения организаций, планирующих совершить оборот указанной алкогольной продукции, произведенной заведомо с нарушением обязательных требований, предъявляемых к указанной продукции.

Например, в ходе анализа представленных уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции установлено, что в ряде случаев в состав сидров входят не предусмотренные пунктом 12.4 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТ 31820-2012 "Сидры. Общие технические условия" составляющие - ароматизаторы, пищевые красители, и иные виды сырья, не являющиеся сырьем для производства сидра (вишневый, персиковый, абрикосовый и другие (не яблочные) соки, иное фруктовое (не яблочное) сусло).  

Следовательно, фактически указанные участники алкогольного рынка под видом алкогольной продукции, производство и оборот которой не требует лицензии и маркировки (например, сидр, пивные напитки, медовуха), осуществляют производство слабоалкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке федеральными специальными марками и лицензированию.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, организациям, осуществляющим производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, необходимо:

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;

- не допускать осуществление незаконного (безлицензионного) производства продукции, не являющейся согласно статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТам пивом, пивным напитком, сидром, пуаре или медовухой;

- проверять соответствие состава используемого при производстве вида алкогольной продукции сырья требованиям к сырью, установленным статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТом на заявляемый вид продукции;

- повышать квалификацию персонала;

- до отправления уведомления в Росалкогольрегулирование проверять полноту наполнения форм, установленных Постановлением 474.



Все поля обязательны к заполнению.

Сообщить о синтаксической ошибке на странице

Спасибо за сообщение. Ваше обращение принято в обработку