МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ

убрать
список список
Центральный федеральный округ
123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)123-00-23, e-mail: info@сfo.fsrar.ru
Южный федеральный округ
344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 73, тел.: +7 (3652) 248-555, e-mail: info@kfo.fsrar.ru
Уральский федеральный округ
620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru
Северо-Западный федеральный округ
191014 г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6 лит.А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru
Северо-Кавказский федеральный округ
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru
Сибирский федеральный округ
630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д.52, тел:. +7(383)231-14-11, e-mail: info@sfo.fsrar.ru
Приволжский федеральный округ
603022, г. Нижний Новгород, ул.1-я Оранжерейная д.30, тел.: +7 (831) 431-71-01, e-mail: info@pfo.fsrar.ru
Дальневосточный федеральный округ
680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru
Центральный федеральный округ||<p>123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)123-00-23, e-mail: info@сfo.fsrar.ru</p> Северо-Западный федеральный округ||<p>191014 г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6 лит.А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru </p> Приволжский федеральный округ||<p>603022, г. Нижний Новгород, ул.1-я Оранжерейная д.30, тел.: +7 (831) 431-71-01, e-mail: info@pfo.fsrar.ru </p> Южный федеральный округ||<p>344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru  <br><br>295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 73, тел.: +7 (3652) 248-555, e-mail: info@kfo.fsrar.ru </p> Северо-Кавказский федеральный округ||<p>357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru </p> Южный федеральный округ||<p>344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru </p> Уральский федеральный округ||<p>620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru</p> Сибирский федеральный округ||<p>630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д.52, тел:. +7(383)231-14-11, e-mail: info@sfo.fsrar.ru </p> Дальневосточный федеральный округ||<p>680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru  </p>
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ Вход для органов государственной власти

Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка

17 проектов, которые изменят все


12.02.2010

17 проектов, которые изменят все

 

В 2010 году ожидается серьезное реформирование алкогольной отрасли России. К каким изменениям должны быть готовы игроки рынка?

1.С 1 января 2010 года поднялись ставки акцизов на крепкие спиртные напитки на 10%, на вина и слабоалкогольную продукцию   – на 30%. Повышение акцизов предусмотрено изменениями в Налоговый кодекс РФ, которые будут реализованы в течение трех лет. Конечно, ставки акцизов в России ниже, чем в Европе, но стоит учитывать, что и средний уровень заработанной платы там выше нашего. Кроме того, в нашей стране очень остро стоит проблема самогоноварения и потребления суррогатов. Прежде чем повышать ставки акцизов, необходимо навести порядок на рынке. Для этого требуется принять эффективные меры по законодательному регулированию алкогольного рынка.

2.Введение контроля над минимальными ценами на водку введен с 1 января 2010 года, он должен серьезно повлиять на укрепление позиций легальных производителей. Сегодня цена устанавлена на уровне 89 рублей за 0,5 л водки, хотя с повышением ставок акцизов ее следовало бы поднять до 95 рублей за 0,5 л. В принципе, мы вернулись к той системе контроля над минимальными ценами на водку, которая действовала в конце 1990-х   – начале 2000-х гг.

Однако с 2000 года минимальная цена на водку не пересматривалась, и к 2005 году вся ответственность за нарушение минимальных цен на водку свелась к штрафам. Такая мера пресечения, как анулирование лицензий, вообще была признана неэффективной и выведена из законодательства. В итоге вплоть до 2009 года включительно де-факто действовала минимальная цена на водку, установленная еще в 2000 году   – 31 рубль за 0,5 л водки! Понятно, что она устарела и даже нелегальные производители имели большую себестоимость продукции, нежели установленный минимум. Конечно, не существует на 100% эффективных мер контроля над недобросовестными производителями, всегда останутся те, кто на свой страх и риск будет торговать нелегальной водкой. Однако я уверен, что введение минимальной цены на водку в значительной степени поспособствует увеличению легального производства на 15–20%.

Подобные прогнозы можно делать исходя из того, что после введения минимальной цены на водку в 1998 году легальный рынок увеличился на 60%. Важно, что данная мера позволит легальным производителям компенсировать расходы, связанные с повышением ставок акцизов. К сожалению, возможна активизация потребления спиртосодержащих суррогатов, поскольку сегодня льготы по акцизам на спиртоссодержащие жидкости медицинского назначения и спиртосодержащую косметическую продукцию (дешевые заменители легальной водки) полностью не исключены. Следующим логичным шагом было бы устранение льгот по акцизам, но, к сожалению, даже в случае принятия подобных изменений в 2010 году, они смогут вступить в силу не ранее, чем в 2011 году.

3.Завершается передача функций по регулированию алкогольного рынка от Федеральной налоговой службы (ФНС) Росалкогольрегулированию. В частности, с 1 марта планируется передать Росалкогольрегулированию функции по выдаче марок для маркировки алкогольной продукции.

4.Планируется комплексное изменение законодательства, связанное с новым порядком регулирования розничной торговли, введение лицензирования перевозок спирта. Сегодня именно розничная торговля формирует спрос на нелегальную продукцию, который удовлетворяется оптовиками и производителями. В случае введения эффективных мер контроля розницы, производство нелегальной продукции снизится. Проблема в крайней сложности контроля более 160 тысячи торговых точек торговли алкоголем, которые расположены сегодня на территории России. Сегодня в некоторых удаленных торговых объектах порой невозможно применение новых технологий. Так, во многих селах нет возможности оперативной передачи информации по причине отстутствия доступа в Интернет. Таким образом, усилиение контроля за розницей стоит отнести к задачам ближайшей перспективы, она будет решаться несколько лет.

5.Возможно введение ограничения продаж алкогольной продукции в зависимости от места продаж, времени продаж и возраста покупателя; установление единых для всей страны типовых правил и условий для розничной продажи алкогольной продукции; установление единого порядка лицензирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти правом аннулирования лицензии во внесудебном порядке за нарушения правил и условий розничной продажи; введение единой формы декларирования.

6.Планируется принять поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на реализацию идеи переноса акцизов на спирт, банковское подтверждение уплаты этих акцизов производителями. Этот проект много лет обсуждался и поддерживался большинством производителей алкогольной продукции. К числу непредвиденных последствий можно отнести рост стоимости легальной алкогольной продукции из-за предоплаты или по причине дополнительных затрат на приобретение банковской гарантии. Многие банки, которые сегодня отказывают в кредитовании алкогольным компаниям, могут с тем же успехом отказать им и в банковской гарантии.

Таким образом, реализовать на практике эту идею будет непросто. Сегодня в России контролируются как спиртзаводы, так и ликеро-водочные предприятия, и очень важным является сохранение подобного двойного контроля. В обратном случае есть риск, что ликеро-водочные заводы начнут приобретать нелегальный спирт и в отсутствии контроля производить неучтенную продукцию. Другой важный момент: в 2005 году была создана зачетная схема по этиловому спирту, который используется для производства неспиртосодержащей продукции. Эта схема в свое время достаточно эффективно сработала, и для того, чтобы ее полностью ликвидировать, нужны будут серьезные продуманные механизмы. Не исключено, что в случае исключения зачетной схемы изменится и стоимость производства этилацетата, фторопластов и других необходимых для народного хозяйства продуктов. В свою очередь недобросовестные предприниматели могут воспользоваться восстановленными льготами, которые существовали до введения зачетной схемы в начале 2000 года, и организовать производство спиртосодержащих жидкостей двойного назначения.

7.Считаю правильной меру введения лицензирования перевозок спирта. Весь вопрос в том, сколько будут стоить услуги компаний, которые получат лицензию на перевозки спирта и какими будут условия лицензирования. Если условия окажутся слишком мягкими, то лицензию получат все те, кто сегодня перевозит спирт, в том числе и нелегально. Если лицензию будет очень сложно получить, то может возникнуть монополизм, который приведет к росту цен и стоимости поставки сырья для алкогольной продукции. В результате предприятия, производящие алкогольную продукцию, понесут дополнительные убытки.

Сегодня также обсуждается возможность дополнительного контроля за спиртовозами с помощью современных технологий   – спутниковой связи, GPRS и т. д. Главное, чтобы сами контролирующие органы были заинтересованы в наведении порядка на рынке и в расширении легального рынка.

8.Планируется ввести новые марки для маркировки алкогольной продукции, стоимость которых, возможно, повысится. Хотя новые марки будут иметь большее количество степеней защиты, кардинально это не повлияет на легализацию алкогольного рынка. Думаю, что маркировка сама по себе не является особо действенной мерой по защите алкогольного рынка от контрафакта, слишком часто марки подделываются. Известно, что производители, которые серьезно заинтересованы в защите собственных торговых марок от подделок, изобретают собственные способы защиты продукции. Вместе с тем появление новых марок увеличит накладные расходы на производство алкогольной продукции. Стоит опасаться также возможных сбоев в работе участников рынка, которые зачастую случаются при введении новых марок.

9.Планируется усиление уголовной административной ответственности за нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и алкогольсодержащей продукции. Нарушения будут караться согласно данным, зафиксированным в ЕГАИС. При этом не стоит забывать, что сама система несколько раз модернизировалась, давала сбои, из нее исключались ряд звеньев, например, оптовое звено. Ни для кого не секрет, что нередки случаи, когда информация может быть не занесена в ЕГАИС в силу ее несовершенности, а не по вине участника алкогольного рынка. Однако именно последние будут вынуждены нести ответственность, в том числе и уголовную, за неучтенный оборот продукции. Думаю, что к вопросу об уголовной ответственности следует подходить особенно ответственно, а вина участника рынка должна быть безусловно доказана. Сегодня, к сожалению, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс не приведены в соответствии с теми изменениями, которые были введены в законодательство в 2005 году. Например, до сих пор в Кодексе об административных правонарушениях содержится норма о том, что если оборот спирта выходит за рамки выделенных квот, то за это грозит административная ответственность. В то же время квотирование спирта было отменено еще в 2005 году. Наверное, на первом этапе следует привести в соответствие с принятыми изменениями в законодательство те нормы, которые сегодня установлены Уголовным кодесом и Кодексом об административных правонарушениях. Основное внимание для ужесточения ответственности следует обратить на изготовление, сбыт и хранение нелегально произведенных акцизных и федеральных специальных марок. Так, сегодня нарушителям может грозить всего лишь штраф, а не уголовная ответственность.

10. Планируется создание концепции национальной алкогольной политики. Эта работа только началась и пока, к сожалению, документ носит конспективный характер и требует содержательного наполнения. Для этого стоит изучить международный опыт и взять на вооружение самые удачные, уже реализованные меры, которые были применены в западных странах. Нужно строить национальную алкогольную политику по выверенным ориентирам, на которых будет основываться и законодательная база.

11. Планируется ввести учет основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В принципе, это возврат к системе, действовавшей до 2006 года.

12. С 1 января 2010 года 40% от собранных акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% будут поступать напрямую в бюджет субъектов РФ. В настоящее время российский алкогольный рынок достаточно сильно сегментирован, и многие регионы препятствуют ввозу продукции из других областей. Это связано с тем, что регионы пополняют свой бюджет за счет акцизов, получаемых напрямую от местного производителя. Я считаю, что в 2010 году тенденция регионального сепаратизма на рынке будет только усиливаться, и ни прокуратура, ни Федеральная антимонопольная служба противостоять этому пока не в силах. Наверное, было бы правильным все выплачиваемые акцизы с алкогольной продукции направлять в федеральный бюджет, а доходы бюджетов субъектов РФ компенсировать за счет направления им части НДС и части налога на прибыль.

13.   Планируется изменить подход к системе технического регулирования, в частности, передать разработку профильных технических регламентов либо Ростехрегулированию, либо воссоздать Госстандарт в том виде, который существовал до реформы технического регулирования. Данная мера позволит быстрее разработать технические регламенты и национальные стандарты на алкогольную продукцию. Закон о техническом регулировании был принят в 2003 году, но участники рынка остались к нему равнодушны.

14.   Планируется введение зачетной схемы начисления акциза для лекарственных спиртосодержащих препаратов с последующим вычетом этих акцизов. Думаю, что правильно ограничить емкость для спиртосодержащих жидкостей медицинского назначения до 30 мл, увеличив себестоимость производства алкогольных суррогатов под видом спиртосодержащих жидкостей медицинского назначения. Применение компенсации акцизов вряд ли позволит избежать появление новых медицинских настоек, конкурирующих с легальной водкой.

15.   В 2010 году будет внедряться очередная версия програмного обеспечения ЕГАИС с возможностью включения данных о розничных продажах алкогольной продукции.

16.   Вступает в силу единые правила таможенного оформления товаров в рамках Таможенного Союза. Это может при вести к сбоям в работе импортеров.

17.К концу 2010 года производители должны будут подготовиться к очередному повышению на 10% cтавки акцизов.

«Спиртные напитки и пиво», № 1, 02.02.2010

 





Все поля обязательны к заполнению.

Сообщить о синтаксической ошибке на странице

Спасибо за сообщение. Ваше обращение принято в обработку